СТАРООБРЯДСТВО В ХВАСТОВИЧСКОМ КРАЕ

13.11.2009

СТАРООБРЯДСТВО  В  ХВАСТОВИЧСКОМ  КРАЕ

 

 

В 2007 году Калужская губерния отметила своё 230-летие. Примеры благочестивой жизни наших земляков и сквозь столетия несут нам свидетельства их веры. Сегодня, переступив через двухтысячный рубеж христианской истории человечества, мы стремимся вернуть в нашу жизнь всё доброе и хорошее, что сохранилось от наших далеких предков, и главное - веру. Совсем недавно мы стали свидетелями события, которое стало значимым для истории Русской Православной Церкви и страны в целом. Это выборы XYI Патриарха Всея Руси. Очень радостно нам, жителям земли Калужской, что в выборах участвовал и наш митрополит Калужский и Боровский Климент. Человек достойный, единственный руководитель за всю историю Калужской епархии, имеющий сан митрополита.  Под его руководством происходит духовное возрождение калужан; открываются храмы, монастыри. Во многих районах области в школах введен урок "Основы православной культуры", действуют духовно-просветительские центры. Не является  исключение и наш район. На сегодняшний день у нас действуют храмы в селе Бояновичи - в честь Святителя Николая Чудотворца, в селе Красном - храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Хвастовичи  - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в пос. Еленском - в честь Калужской иконы Божией Матери. Кроме того, в селе Красном построен новый храм, который сегодня радует глаз и согревает душу. До 1917 года на территории нашего района было 13 храмов.

Становление Русской Православной церкви не всегда проходило гладко. Вначале славянские племена, с трудом преодолевая язычество, маленькими порциями пропускали в свою жизнь христианство. Русь крепла и расширялась, частично перенимая опыт Византии, училась  строить  русскую государственность. Постепенно православие и власть монарха превратилась в "симфонию", в единое созвучие государства. Правители страны проводили реформы (преобразования) в разных сферах жизни, руководители церкви вносили изменения в духовные дела. Реформа 1653-1655 годов, проводимая патриархом Никоном, на все последующие столетия раскололи Россию на приверженцев новой веры и старой веры. Староверы не изжили себя. Калужский край населен староверами и сегодня. В Кировском районе есть староверческие села и деревни. Но мы немного поговорим о нашей родной сторонке.

О том, что в нашем крае жили староверы, мы знали всегда. Но в одних местах они соединились "с истинным" православием быстро и безболезненно, в других этот процесс шел долго и тяжело. В моём селе Кудрявец уже в 1726 году был построен храм. Деревянный, с колокольней и куполами, в честь Великомученицы Параскевы (Пятницы). Довольно большая территория была отдана под церковную землю и включала сельское кладбище, которое вместе с храмом было обнесено  оградой и деревьями разных пород. Это говорит о том, что на тот период Кудрявец являлся православным селом, где господствовала новая церковь, а ведь чуть раньше и в нем жило много староверов.

По отчетам станового пристава, "раскольников в селе не выявлено. Кроме неопределенного числа людей, подозреваемых почитанием скопической ереси, с которыми, по причине зловредного нам собрания, найденного в доме,  производится дело".

Совсем по-другому обстояли дела в двух других наших населенных пунктах - в Милееве и Колодяссах. По данным "Словаря Ф.А.Брокгауза и И. А. Ефрона, "Милеево - местечко Жиздринского уезда, расположено на реке Черни, жителей всего 2081 человек, дворов 376. В семи верстах находится Рессетинское чугунолитейное предприятие, рядом рудные копи". Но Милеево, как и Колодяссы (Колодясцы, так называли в то время), были староверческими населенными пунктами. На начало XX века приход староверческой общины составлял около 500 человек. По данным 1924 года - около 1000. Колодяссы - место компактного проживания старообрядцев. Там же  располагался храм господствующей веры - во имя Святителя Николая. Жители Колодясс поддерживали тесные связи со Стародубом. Оттуда в село приезжал старообрядческий священник  отец Федор Алексеев. В двадцатых же годах XIX века в Колодяссах появляется некий отец Геронтий. По словам жителей деревни, этот священник делал им наставления к старообрядческой вере, венчал и хоронил крестьян. В этом же году Геронтий был арестован, по доносу сотского и бурмистра князя Салтыкова.

В 1820 годах колодясские старообрядцы получили разрешение на отдельное кладбище. Княгиня Салтыкова, во владение которой перешли Колодяссы, решила возвести в деревне церковь Синод не возражал против храма в старообрядческой деревне. К середине 1840 -х годов его строительство было завершено. В жизни колодясских старообрядцев началась новая эпоха, возникла угроза привычному укладу их жизни. Колодясских мужиков "присоединяли" к новой церкви насильно, иногда в присутствии помещицы. Священнику отцу Симеону Лаврову жилось трудно. В июле 1845 года у него сгорел дом. Было учинено расследование. С конца сороковых до конца шестидесятых годов Колодяссы стали некой старообрядческой столицей  Жиздринского уезда. Зажиточный местный крестьянин Михаил Козьмин выстроил на собственные деньги у себя на усадьбе моленную - "большое здание наподобие часовни", как сказано в одном из полицейских документов. Сообщение о староверческой моленной пошло от колодясского причта к благочинному отцу Иоанну Успенскому из села Бояновичи, а от него в Калужскую консисторию и губернатору, который предписал Жиздринской полиции расследовать дело. Моленная была опечатана, затем разрушена. Михаил Козьмин платил штраф. Спустя некоторое время старообрядцев прекращают преследовать за моленные, устроенные в жилых домах, так как был обнародован Указа царя "Об укреплении начал веротерпимости". В 1880 году в Колодяссы был рукоположен старообрядческий священник отец Марк Дмитриевич Агафонов. В селе он жил с раннего детства, службу постигал у "келейниц". На беседы с православным священником не являлся, встреч избегал. 5 февраля 1903 года в Колодяссы был рукоположен его сын Фаддей Маркович Агафонов. Отец Фаддей служил в Троицкой моленной. На селе была еще одна община - Покровская, где служил отец Родион Ульянов. К 1905 году старообрядцы выстроили новую моленную, которая могла вместить 500 человек. Она располагалась в 100 саженях от православного храма.

На рубеже XIX и XX веков колодясское старообрядчество крепло. Тому способствовало появление своего духовенства, моленных и объявление религиозной свободы. В 1880 году Жиздринский исправник доносил губернатору, что в селе более 1100 старообрядцев, в приход входили деревни Высокое, Мокровские дворы, Котуновка и лишь около 30 человек было принадлежащих к господствующей вере. Спустя 10 лет православный приход был перенесен в село Милеево.

Милеевские староверы также содержали моленные дома. С 1870 по 1900 год моленные были в домах у крестьян Василия Финожина и Андрея Кудряшова.  В 1901 году в моленной Кудряшова был освящен пристол и заменен иконостас. В освящении приняли участие четыре староверческих священника: о.Родион Ульянов (Колодяссы), о. Фаддей Агофонов (Колодяссы), о. Сергий Ахромешин (Брусны), о. Феодор Агешин (Милеево).

25 августа моленную осматривал становой пристав. Моленная, по его словам, была похожа  на "большой сарай" с четырьмя маленькими окнами, которые закрывались изнутри, деревянными ставнями. Длина моленной составляла 15 метров, ширина -5 с половиной метров, высота около 3 метров. Здание было без фундамента, с дощатыми сенями, не обитое тесом. Крышу из щепы устроили  на четыре ската.

Внутри моленной пристав увидел бревенчатые стены без каких либо украшений. Все помещение делилось на три неравных части с арками. В средней части потолок был оклеен серой глянцевой бумагой, вдоль стен во всю длину лавки, на задней стене цветастые обои. Посередине над входом висела икона Христа, а по обе стороны от неё - образа Богородицы. Дальше располагался алтарь. Северные и южные двери украшали изображения ангелов.

После обнародования указа "Об укреплении  начал веротерпимости" милеевцы зарегистрировали общину.

Но установилась советская власть. Староверческие общины и православные храмы сразу стали испытывать на себе её давление. Они все чаще и чаще собирались вместе, обсуждая положение, в которое поставила их власть. Беседовали о житейских делах, налогах, насилии над духовенством. На их встречи обратил внимание НКВД. Вскоре священники были арестованы, возбуждены уголовные дела. Некоторых осудили по статье "Расхищение социалистической собственности", некоторых за " "контрреволюционную деятельность", почти все были приговорены к расстрелу.

В тридцатые годы храмы нашего района были или разрушены, или закрыты. С Кудрявецкого храма сняты купола и сброшены кресты. В 1919 году на всю нашу округу оставался работать только Берестнянский храм в честь Архистратига Михаила. В это время в Берестне служил протоиерей о. Иоанн Добров. При отце Иоанне построена церковь и церковно-приходская школа. Отец Иоанн был женат на Павле Михайловне (урожд. Виноградовой). Был арестован в 1930 году, обвинение "Террористический акт и антисоветская агитация". Сослан в Тобольский край. Умер в заключении, похоронен был по православному обряду.

Канули в Лету староверческие общины нашего края. На долгое время наш народ потерял устои духовности, воспитанные православием.

Сегодня мы живем в условиях вседозволенности и широкой пропаганды насилия, распущенности всевозможных пороков. Православная церковь свидетельствует миру о том, что евангельские нормы жизни остаются неизменными и являются залогом вечного спасения и благополучия. Для этого возрождаются православные храмы. И мы снова обретем Веру и станем великим народом.

Все Новости