ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ. ЧТО ИХ ЖДЕТ ЗАВТРА?..
12.01.2009
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ. ЧТО ИХ ЖДЕТ ЗАВТРА?..
Изучать историю государства нужно обязательно в совокупности с историей родной стороны, где живешь, ибо даже второстепенные общезначимые события всегда находят свое отражение в жизни городов, городков и весей. Важная роль при изучении исторических событий принадлежит краеведению. Как замечают учителя истории, этот "вспомогательный" аспект познания является важнейшим для учащихся, но, тем не менее, он незаслуженно "удален" из школьной программы. А ведь на уроках краеведения ребята не токолько познают, но и "ощупывают" руками прошлое: собирают и знакомятся с экспонатами, реликвиями, раритетами и с интересными людьми. Некоторые из них являются настоящими знатоками родного края и дают молодому поколению столько, чего порой не найдешь ни в одном печатном специальном издании. Именно материалы прошлого в содействии с современностью способствуют патриотическому, нравственному, трудовому и культурному воспитанию детей, подростков, взрослого населения.
В краеведении огромная роль - как результат работы с прошлым - принадлежит музеям или специальным уголкам, отражающим историю родного края, которые, к чести нашего района, имеются сегодня в большинстве школ. Видное место среди них занимает красненский музей, ставший совсем недавно сельским "деревенским", так как перебрался из стен учебного заведения в Дом культуры "Ровесник". В нем музею представлены две комнаты в отличных, в любом отношении, условиях. Сразу же оговорюсь: их оказалось все-таки недостаточно для имеющегося огромного материала, который собран в последние годы энтузиастом краеведения, знатоком истории села Красного и округи, а также нашего района - Раисой Викторовной Рябовой (она уже не преподает в школе, так как краеведение ликвидировали решением "сверху").
Музей состоит из двух разделов: "Русская изба" и "Зал воинской славы". Второй раздел - это полностью дело рук Раисы Викторовны, а вот "Избу" начали привносить в его стены в прошлом работники культуры Татьяна Семеновна Брулева и Алексей Иванович Варичкин. Это они оформили уголок старины в сельском клубе в 80-х годах прошлого столетия, собрав по домам красненцев различные предметы обихода и предметы первой для жизни людей необходимости: прялку, ткацкий стан, ступы, лапти, старинную одежду, чугунки, ухваты, утюги, косы, серпы и т. п. Надо сказать, местная молодежь относилась к ним с почтением и уважением. Постепенно к делу приобщились и учащиеся школы, и скоро экспонатов стало столько, что они с трудом уже разместились в комнатах школы (теперь вот им определено место в культурном учреждении).
Все экспонаты старины невозможно оценить, отметим только, что большинством красненцы пользовались исстари и до 60-х годов XX века, а некоторыми жители д. Новоселок и п. Севастополя пользуются и сегодня (чугунки, ухваты, серпы, косы, прялки, ткацкие станы и др.) Подавляющее большинство женщин, кому 60-70 лет и старше, не забыли и мастерство плетения лаптей - повседневной обуви красненцев вплоть до конца 50-х годов прошлого века. Могут мастерство показать на деле, однако для этого необходимо заготовить лыко, что не просто для пожилых людей… Среди них хочется назвать М. В. Брулеву, А. С. Захаркину, А. Е. Борисонову, М. С. Журину, О. В. Гусарову и многих других…
Раиса Викторовна сетует, что "всю эту "старь" некому стало показывать - в селе маловато молодежи, да и та не интересуется своим прошлым". С ней согласиться нельзя по той причине, что мы сами очень мало работаем по пропаганде наших истоков. А вот почему: в Красненском музее (и в других тоже) все держится на энтузиазме отдельных людей - таких как Раиса Викторовна. Сегодня у неё в школе вообще нет никаких обязанностей, тем не менее, она идет в музей, чтобы продолжить начатую работу. Но идет не каждый день, а когда вздумается, порой всего раз в неделю. Был бы у неё хотя бы один урок или факультатив, то экспонаты красненского музея можно было бы смотреть в определенное условленное время. Но этого не предусмотрено. Со временем такая "необязательность" приведет к тому, что музей и вовсе окажется на замке. Что тогда?
Понятно: красненский музей это в принципе не какой-то городской или областной - даже если он окажется на замке, то потеря невелика. Но ведь такая же участь ждет и Колодясский, и Подбужский, и … Практически вот уже несколько лет не работает музей художника Васильева в Стайковской школе. Спрашивается: к чему мы идем? Спохватимся, да поздно будет!..