ЦВЕТ НЕБА - НАСТРОЕНИЕ ДУШИ
12.01.2009
ЦВЕТ НЕБА - НАСТРОЕНИЕ ДУШИ
В малом зале РДК "Юбилейный" работает выставка художника Сергея Волкова, нашего земляка - уроженца д. Желтянки. Назвали экспозицию весьма символически - "К родному краю - с любовью". И действительно, каждая картина самобытного художника, на которых в большинстве своем изображены реальные места Хвастовичского района, пропитана любовью к малой родине. Сергей Волков считает себя учеником художника Дмитрия Сергеевича Пупанова, родом из Бояновичей, не раз выставлявшего свои картины в Хвастовичах.
Посмотрев картины Волкова еще до официального открытия выставки, я обратила внимание на то, что в каждом произведении - небольшом ли этюде, большом ли полотне - у него "свое" небо: то серое осеннее - грустное и тревожное ("Желтянка, 80-е годы"), то фиолетово-черное, тоскливое ("Хижина отшельницы"), или же лазурное, легкое и радостное ("Белые берега"). И невольно подумала, что оно, такое разное, очень значимо для художника - передает его чувства, глубже раскрывает замысел картины. И оказалась права. Знакомя нас со своими произведениями, Сергей Алексеевич объяснял, почему он делал акцент на том или ином цветовом фоне, в том числе и неба на картине. Он поистине мастер, видящий и тонко чувствующий оттенки любого цвета, в том числе и цвета снежного покрова земли.
А цвет неба у него - настроение картины, настроение души. Так, например, оранжево-коричневые облака в "Горьких плодах войны" предупреждают нас об угрозе фашизма, в сегодняшнем его проявлении - скинхедах, и его фатальных последствиях. Этот этюд является начальным этапом перед работой над большой картиной-размышлением на тему прошедшей войны. Кстати, перед тем, как написать большое полотно, художник прорабатывает композиционные и цветовые нюансы на многочисленных этюдных работах, пока не найдет тот единственно верный вариант.
Сергей Волков на одной стене выставочного зала расположил картины, как он сам назвал - "настроенческие", на другой - лирические пейзажи и ранние работы. Художник очень интересно рассказывал о работе над каждой из своих картин. О том, как возникал замысел, о том, что он хотел сказать людям. В этом смысле очень интересны два его больших аллегорических произведения "Путь христианина" (на верхнем снимке справа) и "Апокалипсис", своеобразные предостережения тем, кто погряз в грехах, забыл о христианских заповедях, нравственности и добродетели.
Интересную трактовку дал Сергей Алексеевич символической картины "Старая добрая с широким сердцем Русь": густая золотистая пшеница, раскидистые высокие сосны - ее мощь и величие; темные тучи и летящие хищные птицы - сигнал о том, что жизнь в нашей стране пока еще тяжела.
После просмотра картин художника возникает светлое чувство радости и грусти одновременно. Впечатляют даже ранние работы Сергея Волкова. Особенно зимний пейзаж "Часовня" (на снимке). Его картины неоднозначны. Они заставляют задуматься: а так ли мы живем?..