ОПТИМИЗМА В ШКОЛЕ ПРИБАВИЛОСЬ!

11.10.2007

Нацпроект «Образование»:

ОПТИМИЗМА В ШКОЛЕ ПРИБАВИЛОСЬ!

Как и во всей России, в нашей глубинке люди всё серьезнее относятся к национальным проектам, потому что видят их реальное действие и влияние на свою жизнь. К тому же, как отметил в своем докладе на совещании по обсуждению Послания президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию С. Е. Веденкин, «уже первый год их реализации показал, что удалось сориентировать бюджетные расходы на конечный результат…»

Райгазета старается показывать эти ростки нового везде, где они есть, чтобы хвастовичане ощущали свою сопричастность к большим делам, происходящим в стране, и нацеленным на улучшение качества нашей жизни.

Сегодня мы поговорим о том, что делается и в таком важном для всех нас вопросе, как реализация нацпроекта в образовании. Касаясь его, В. В. Путин сказал: «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований».

Чтобы разговор стал компетентным и взвешенным, мы попросили ответить на наши вопросы заведующего отделом муниципального образования Алексея Викторовича Власова – специалиста, находящегося на самом острие дел и проблем, решаемых в рамках этого нацпроекта.

Алексей Викторович, тема сегодняшнего разговора важна и обширна. По ней можно говорить долго, особенно о проблемах. В любом деле подвижки бывают там, где есть кадры: подготовленные, компетентные, беспокойные. В каком состоянии этот вопрос находится в нашей системе образовательных учреждений? Если можно, коснитесь перспективы обеспеченности кадрами педагогических работников до 2010 года.

Лозунг недавнего прошлого – «Кадры - решают все», как никогда, сегодня актуален. В образовательных учреждениях района на сегодня трудятся 61% педагогических работников имеющих высшее образование (в 1997 году данный показатель составлял  - 52%), 75% работников образования имеют квалифицированные категории, 3 учителя имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2 учителя имеют звание «Заслуженный работник образования Калужской области», 11% учителей являются «Почетными работниками общего образования». Вместе с тем, в учреждениях образования имеется недостаток кадров – необходимы учителя иностранного языка, физики. Стремительно происходит процесс роста числа педагогов имеющих пенсионный возраст. Не хочется никого обидеть, но очень часто данной категорией работников категорично не воспринимаются подходы в сегодняшней образовательной политике. По всей видимости, это не их вина, а скорее нашего общества, которое воспитана на таком принципе, что кто-то должен наметить однообразный подход в решении проблем образования и воспитания, напрочь забывая, что в стенах образовательного учреждения кому-то необходимо приложить усилия к гармонически развитой личности. Семья зачастую устраняется от этого, перекладывая всю работу только на педагогов.

Волнует также, что приходящие в образовательные учреждения молодые специалисты не всегда оправдывают ожидания по уровню подготовки по избранной профессии. Тревожит ярко выраженная пассивная жизненная позиция, низкая инициатива в решении общественно-социальных проблем обучающихся, что приводит к большому адаптационному периоду в образовательной среде и это, естественно, не может сказываться на общем уровне воспитанности учащихся.

На основании Закона Калужской области «О молодом специалисте в Калужской области» молодым специалистам осуществляется материальная поддержка в виде единовременных денежных выплат. Это выплата составляет 10 тысяч рублей начинающему специалисту, 20 тысяч рублей – вступающему во второй год работы, 30 тысяч рублей – в третий год работы.

По вопросу повышения квалификации следует отметить: наш район входит в первую пятерку образовательных учреждений области по систематическому повышению квалификации педагогов. В тоже время у педагогического сообщества есть претензии к учреждениям, осуществляющим эту работу по качеству предоставления данных услуг. Это нормально, так как педагоги становятся избирательными и одновременно требовательными к качеству программ повышения своей квалификации.

Второй год в рамках национального проекта осуществляется подготовка кадров по овладению информационно-коммуникативными технологиями. Занимается этим делом межшкольный информационно-методический центр. На сегодня 22% педагогических работников прошло это обучение. Полученные навыки педагогами применяется в работе достаточно активно. Об этом говорят и их творческие работы, представленные для защиты при прохождении аттестации, а также на районных профессиональных конкурсах, на открытых уроках.

Расскажите, как наши школы «обеспечены» учащимся? Какая работа ведется в них по оптимизации расходов? Как обстоят дела с компьютеризацией учреждений образования? Налаживается ли как, связь школы с производством?

Ситуация с численностью обучающихся напрямую связана с демографической ситуацией в районе. Численность населения района за последние два года сократилась на 4,2%. Соответственно идет сокращение обучающихся. По прогнозным данным оно будет идти до 2012 года - количество учащихся сократится на 12%. Значительно сокращение их численности происходит в Кудрявецкой, Красненской, Стайковской, Воткинской школах.

В целях эффективного использования бюджетных средств на протяжении пяти лет проводится работа по оптимизации расходов за счет реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений. Основными направлениями такой работы являются:

объединение образовательных учреждений различных видов в учреждения нового вида, таких как школа-сад, что можно увидеть на примере Бояновичской, Подбужской, Красненской, Пеневичской школ. Эта работа будет продолжена - с введением в эксплуатацию здания новой школы в д. Теребень произойдет её объединение с детским садом «Теремок».

в целях обеспечения качественного образования проводится реорганизация общеобразовательных школ. Так, в текущем году начат процесс реорганизации Стайковской и Красненской средних школ в основную школу, Воткинская основная школа реорганизована в начальную школу.

В рамках федеральной программы профильного обучения учащихся старших классов с нынешнего учебного года Хвастовичская средняя школа открывает профильные группы по следующим направлениям: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный. В текущем году образовательными учреждениями района будет продолжаться работа по предшкольной подготовке детей дошкольного возраста.

В рамках президентской программы по компьютеризации сельских школ с 2000 года получено 74 единицы компьютерной техники, что позволило обеспечить компьютерами в объеме – одна машина на шесть обучающихся, при среднеобластном показателе – 14 обучающихся на один компьютер.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» произведено подключение к сети «Интернет» Хвастовичской, Еленской, Подбужской, Колодясской, Пеневичской, Красненской школ. Хвастовичской школе выделено оборудование для кабинета физики на сумму 478,7 тысяч рублей.

Относительно связи школ района с сельскохозяйственными производителями, следует пояснить, что пять школ имеют лицензию на профессиональную подготовку по специальности «тракторист» и по заявкам сельхозкооперативов производят подготовку кадров по данной специальности. В прошлом году такая подготовка произведена по заявке СПК «Коммунар» и имени Карла Маркса. С другой стороны очень большой объем работы по выращиванию сельхозпродуктов производится в самих школах. Ежегодно школьники на своих участках выращивают овощи и фрукты на сумму более 350 тысяч рублей, они направляются на питание обучающихся, часть идет на продажу детским дошкольным учреждениям.

Учителя-новаторы. Какова их роль в развитии районного образования? Их участие в реализации нацпроекта с точки зрения практического применения своих знаний, навыков, модели преподавания на уроках и в хозяйственной деятельности. Какую роль для реализации нацпроекта в условиях района имеет пример учителя Демидковой Н. Е.?

Знаете, новаторство процесс органически неотъемлем от исполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками вообще, не только конкретно взятого педагога. Истинный учитель не может войти в класс к детям и провести урок по вчерашнему шаблону, так как обучающийся требует индивидуального подхода в процессе освоения знаний. Несомненно, есть категория педагогических работников, которая находится в постоянном инновационном поиске в методике преподавания предмета. Такая категория учителей систематически делится своим опытом работы с коллегами на методических объединениях, а такие как Демидкова Н. Е., учитель химии Хвастовичской школы, распространяют свои наработки через областной институт повышения квалификации учителей.

Новаторство в работе позволило в прошедшем году Нине Егоровне принять участие в федеральном конкурсе «Лучший учитель РФ по внедрению инновационных программ» приоритетного национального проекта «Образование» и одержать победу. В текущем году в подобном конкурсе победила учитель иностранного языка Хвастовичской школы Бабкова В. И.

Учитель и заработная плата. Что изменилось в оплате его труда за последние полтора-два года? Если ли заинтересованность в повышении нагрузки, классного руководства, а также своего образования?

С 1 марта текущего года была изменена система оплаты труда для педагогических работников. Законом Калужской области установлена отраслевая система оплаты труда для педагогов общеобразовательных школ. Районным Собранием МО «Хвастовичский район» установлена система оплаты труда для муниципальных учреждений дошкольного и дополнительного образования. Сказать, что новая система оплаты труда существенно изменила должностные оклады в сторону увеличения нельзя, но следует заметить о том, что она представляет возможность производить стимулирование высокопрофессиональную и инновационную деятельность педагогических работников - за счет фонда премирования, который предусмотрен отраслевой системой оплаты труда. Данная система напрямую связывает повышение должностного оклада с уровнем полученного образования и наличия квалификационной категории.

Помимо этого в рамках приоритетного национального проекта установлена выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководства. Такие выплаты производятся 144 классным руководителям. Однако результативность воспитательной работы проводимой классными руководителями оставляет желать лучшего.

Алексей Викторович, продолжается «мода» на высшее образование. Можно ли проанализировать поступление наших выпускников в ВУЗы в 2004-2006 годах в сравнении? Ведя разговор об этом, хотел бы подчеркнуть, что само по себе образование не является готовой путевкой в жизнь. Что еще нужно для этого?

Хочу отметить, что результат труда учителя нельзя оценивать только по результатам поступления в ВУЗы, по количеству «золотых» и «серебряных» медалей выпускников. Скажу одно: в российской педагогической науке нет четких критериев оценки работы педагога, есть множество подходов и точек зрения, в которых названные вами показатели не имеют несущей конструкции. Оценке должно быть подвержено качество образования и воспитания выпускников, которое имеет совсем другие показатели.

Что же касается стремления наших выпускников обязательно получить высшее образование – это мода времени. Она пройдет. Району нужны специалисты и с высшим образованием. Стране же нужны кадры всех профессий – они востребованы. Ценится же в жизни не диплом, а знания, опыт, мастерство, профессионализм. Именно с ними – человек идет по жизни твердо и уверенно.

Изменилась ли, и как, с началом действия нацпроекта материальная часть наших школ?

Укреплению материальной базы образовательных учреждений муниципальная администрация МР «Хвастовичский район» уделяет особое внимание. Оно связано с тем, что 46% учреждений имеют срок эксплуатации свыше 30 лет. Соответственно имеется изношенность технологического оборудования, систем водоснабжении, отопительных систем, электрооборудования и канализации. На протяжении последних пяти лет ежегодно принимаются программы укрепления материально-технической базы.

Мне нет необходимости перечислять читателям газеты, какие здания образовательных учреждений вновь построены, так как об этом освещалось в районной газете. Проинформирую читателей и родителей о том, что после долгой работы с Правительством Калужской области достигнута договоренность о строительстве нового здания Теребенской школы в 2008 году. Продолжается проработка вопроса о включении в областную инновационную программу строительства пристройки к Хвастовичской школе, которая будет предусматривать помещения для классов профильного обучения, размещение учреждения дополнительного образования, музыкальной школы: нынешнее состояние «убогости» зданий этих учреждений известны жителям райцентра.

За последние годы за счет средств местного бюджета удалось установить шиферные кровли в Авдеевской, Бояновичской, Еленской школах, на ближайшие годы планируется обновить крыши в детских садах «Солнышко» и «Буратино».

Произведен капитальный ремонт систем отопления в Подбужской, Теребенской, Стайковской, Авдеевской, Воткинской, Еленской, Хвастовичской школах и детсаде «Солнышко». Отремонтированы канализационные системы в Хвастовичской, Колодясской, Авдеевской школах.

В текущем году будет произведен перевод на газовое отопление котельных Теребенской и Бояновичской школ. Ежегодно выделяются средства на проведение ремонтных работ внутри помещений образовательных учреждений.

Расходы на укрепление материальной базы учреждений на протяжении пяти лет составляют более 10% от годовых расходов на образование, ранее о такой финансовой поддержке приходилось только мечтать.

Расскажите коротко об оздоровлении наших детей, какая прослеживается тенденция в этом важном деле?

Сложившаяся работа по оздоровлению детей в лагерях при общеобразовательных учреждениях потеряла свою актуальность, так как по большому счету происходит не оздоровление детей, а организация их отдыха. Для того, чтобы в школах заниматься оздоровлением, необходимо: переподготовить кадры по оздоровительным программам, укомплектовать школы минимумом соответствующего оборудования для коррекции состояния здоровья школьника.

Система предоставления путевок в санаторно-курортные учреждения в текущем году изменилась. Путевки выдаются фондом социального страхования по Калужской области по заявкам страхователей (учреждениям, организациям и предприятиям) для детей работающих граждан без сопровождения руководителей. Наверное это и правильно: оздоровлением ребенка непосредственно должна заниматься семья, тогда не будет и нареканий на то, что условия в том или ином санатории кого-то не устраивают. Правильно, что школы перестают заниматься не свойственной им работой. В каждом учреждении, предприятии есть профсоюзные комитеты, которые могут выполнить данную миссию в интересах своих трудовых коллективов.

Школы занимались организацией отдыха учащихся и будут заниматься, ибо в рамках этой работы педагогические коллективы имеют возможность отработать на практике свои педагогические задачи по практическому применению знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Если можно, Алексей Викторович, подытожьте наш разговор. Скажите, что всё-таки дали 1,5 года работы в условиях реализации национального проекта? К чему стремитесь?

Говорить о получении серьезных результатов за такой промежуток времени в условиях реализации национального проекта преждевременно, но очевидно одно: пристальное внимание государства к инновациям образовательной отрасли заслуживают неподдельной похвалы. Думаю, что это позволит образовательным учреждениям воспрять духом и уверовать, что их труд нужен обществу, а забота о подрастающем поколении одинакова важна как в городе, так и в сельской малокомплектной школе. У педагогического сообщества, конечно, имеется тревога о том, как бы конкурсы в рамках нацпроекта не превратились в заформализованную процедуру по определению победителей, но в целом учителя с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на то, что родное государство станет еще настойчивее решать проблемы образования и воспитания своих маленьких граждан.

Желаем Вам и педагогам района успехов во всех делах и начинаниях! Поздравляем с началом нового учебного года!

Спасибо!

Беседовал Виктор ГУСАРОВ.

Все Новости