ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД

16.04.2007

ОГЛЯДЫВАЯСЬ  НАЗАД

 

К своему 35-летнему юбилею Хвастовичский народный театр приурочил премьеру трагикомедии Г. Горина "…Забыть Герострата!"

Четвертый век до нашей эры и век двадцать первый разделяет громадный промежуток времени. Невольно возникает вопрос, а надо ли нам, современным зрителям, оглядываться так далеко назад? Так вот пьеса Горина "…Забыть Герострата!" в постановке режиссера нашего театра, заслуженного работника культуры России В. Ф. Василевского дает ответ, если дело касается истории, надо не только оглядываться назад, но и учиться на ошибках прошлого. Ведь забыть - значит, простить. Об этом очень красноречиво и весьма убедительно для нас сегодняшних говорила актриса Валентина Кулакова (Человек театра). Надо заметить, что эта роль, в основном построенная на монологах, могла бы и "убаюкать" зрителя, но четкая дикция и красивый голос, органичные мимика и жесты актрисы заставили и прислушиваться, и внимать беспристрастному свидетелю прошлого.

Очень сложной и неоднозначной на этот раз была роль у Михаила Гришина. Он с блеском сыграл Герострата, и наши зрители вряд ли забудут этого "героя" в его интерпретации. И если вначале весь зал откровенно жалел избитого поджигателя храма Артемиды, простоявшего 100 лет, то по мере того, как Гришин, по ходу пьесы, мастерски раскрывал подлинную сущность тщеславного и мстительного торговца, зрители, понимая, как он мелок и жалок в своих тщетных потугах прославиться, стали его презирать. Михаилу удалось передать мельчайшие оттенки чувств этого честолюбца. Актер буквально влез в шкуру своего героя, даже когда его персонаж молчал, очень выразительно обо всем "вещало" лицо Герострата, показывая его презрение к людям, злорадство, торжество и самонадеянность. Серый же колорит каменных стен тюрьмы, одежда столь же невыразительных тонов только подчеркивала убожество этого неудачника, возомнившего себя великим. А о том, что такие люди далеко небезобидны, а даже чрезмерно опасны, нас предостерегала тревожно-возвышенная музыка великого Бетховена, также удачно выбранная режиссером. В целом же и декорации, и световое, и звуковое сопровождение спектакля отлично смогли нас окунуть в атмосферу четвертого века до нашей эры.

Идейным противником, умело использующим человеческие слабости Герострата, в этом спектакле стал архонт-басилей Эфеса Клеон, в исполнении Юрия Кузнецова. Высший пилотаж актерского мастерства - это когда забываешь, что перед тобой артист Иванов или Петров, а видишь только того, кем он стал на сцене. И на премьере перед нами был не наш земляк, а бескомпромиссный честный человек - пример беспристрастного служения закону. Зрители невольно прониклись к нему симпатией, сочувствием и уважением. Юрий Кузнецов отлично раскрыл весь драматизм ситуации, в которой оказался Клеон, вынужденный подчиниться повелителю, но оставшийся верным своим принципам и убежденным в том, что ненаказанное зло разрастается как снежный ком и превращается в лавину.

И первым доказательством этого в пьесе стала смена идейной позиции одного из горожан, который сначала готов был учинить над Геростратом самосуд, а затем, пошедший за подкупленной оболваненной толпой, уже считал его героем. Александр Храмченков, игравший эту роль, очень убедительно это изобразил на сцене.

Оригинальную трактовку дал своему персонажу Василий Соломонов: сам себе на уме, Тиссаферн - повелитель Эфеса сатрап персидского царя, только чисто внешне безобиден и нерешителен. На самом деле этот трусливый подкаблучник оказался весьма жестоким правителем, думающим только о собственных интересах и ради этого готовый на все - на попрание закона, подлость и подлог, и на убийство тоже. Вот уж действительно рыба гниет с головы. Наверняка у многих зрителей возникала аналогия событий прошлых лет - времени сегодняшнему. Хоть и разделяют нас и персонажей этой пьесы тысячи лет, таких Тиссафернов среди людей, власть имущих, в мире и сейчас немало. Да и методы их воздействия ничуть не изменились.

Под стать своему мужу оказалась его жена, хитрая и лживая, с показной неприступностью, Клементина. Ее образ, в какой-то степени даже комедийный, создавала на сцене Валентина Андросова. Обаятельной, величественно спокойной, уверенной в своей безнаказанности, умело манипулирующей мужем - такой показала нам Валентина свою героиню. Столь же яркой и запоминающейся, несмотря на черную одежду, получилась и Эрита - жрица храма Артемиды - у Марины Шиндяпиной. Актриса заставила зрителей поверить в то, что сожжение храма стало для жрицы действительно источником отчаяния и самобичевания.

Самодовольный и предприимчивый ростовщик Криссип также не лишен привлекательности. Эту роль с большим чувством юмора исполнил Владимир Богачев. И хитроватый взгляд бегающих глаз, и суетливо шевелящиеся переплетенные пальцы рук как нельзя лучше характеризовали этого пройдоху, выходящего сухим из воды в любой неприятной ситуации.

Зрители, наверное, обратили внимание на то, как поставлена осанка всех персонажей пьесы. Уже только по тому, как развернуты у них плечи, можно судить о их происхождении. Знать, одетая в яркие одежды, держится прямо и величественно, спина же простых, бедно одетых горожан, как бы показывая их подчиненный статус,  слегка полусогнута. А продажного Тюремщика с низкими помыслами Николай Кулабухов и вовсе почти горбатым сделал. Правда, личное обаяние актера прибавило эпизодам с его участием комедийный оттенок. Каждую реплику любимого актера зрители неизменно встречали смехом и громкими аплодисментами. Кулабухов нашел удивительно точный образ для этой небольшой роли и был естественно груб в сценах общения с Геростратом, также естественно подобострастен с теми, кто стоит выше его.

Следует отметить и дебютантов Сергея Мосина и Николая Бычкова, исполняющих роли горожан. Несмотря на одинаковые одежды и бороды, эти простые граждане Эфеса не были похожи друг на друга. Также достоверно, как и их более опытные товарищи, смогли они передать внутреннее напряжение своих персонажей. Даже молча слушая Архонта, предотвратившего самовольную расправу над поджигателем, крепко сжатыми в кулаки руками они без слов показали свое возмущение и неприкрытый гнев. Старались и почти безмолвные по воле автора пьесы стражники - в них жизнь вдохнули актеры С. Синюков, С. Кусков, Д. Ермаков.

В зале был полный аншлаг. Аплодисментов наши благодарные зрители, как всегда, не жалели. Несмотря на то, что пьеса наполнена очень глубоким философским смыслом, она имела огромный успех у зрителей и гостей, специально приехавших на праздник нашего театра. Валерию Федоровичу в который раз удалось мастерски заострить внимание зрителя на проблемах нравственности и раскрыть вечную тему "маленького" человечка, претендующего стать "великим" в истории. А главное - все вместе они внушили нам, что "…каждый человек в ответе за всё, что делается при нём и после него!"

*   *   *

По окончании спектакля артисты в полном составе вышли на сцену, к ним по приглашению Валерия Федоровича присоединились и те, кто хоть сегодня и не принимал участие в постановке, но связал свою жизнь с театром. Очень приятно было видеть, что потенциальный штат Хвастовичского народного театра немаленький. И вдвойне приятно, что рядом с родителями стояли дети уже взрослые или пока еще совсем юные. Это: Андросовы, Богачевы, Василевские, Гафаровы, Заика, Кузнецовы, Мелешенко, Митроновы, Синюковы. Такая семейственность, в хорошем смысле слова, может только радовать. Ведь семейные театральные династии залог того, что нашему театру обеспечена долгая жизнь на сцене.

Очень много теплых слов и поздравлений звучало в адрес артистов и режиссера Валерия Федоровича Василевского. Им дарили цветы и подарки. Были вручены Почетные грамоты министерства образования, культуры и спорта Калужской области - Н. Кулабухову, В. Богачеву,         М. Гришину, Ю. Кузнецову, В. Андросовой, Г. Гафаровой, Л. Мелешенко, Н. Трахачёвой, В. Галицину. Ряд актеров был награжден Почетными грамотами главы администрации МР "Хвастовичский район", а юным актерам вручены Благодарственные письма.

После церемонии награждения выступили: С. Е. Веденкин - глава администрации МР "Хвастовичский район"; Е. Е. Ваинмаер - президент ОАО "Агрегатный завод" (г. Людиново), депутат областного Законодательного Собрания; Н. А. Сорокина - худ. рук. областного научно-методического центра работников культуры; Ю. А. Тарасов - заместитель председателя Законодательного Собрания Орловской области; М. П. Коновалова - директор областной библиотеки для слепых; Т. М. Тихонова - заведующая отделом культуры Жиздринского района; солисты Калужского ансамбля "Калузя"; клирик храма Успения Пресвятой Богородицы - отец Александр; заместитель генерального директора ООО "Планета здоровья-2000" Ж. М. Панова.

Много лестных слов в адрес нашего театра сказали и коллеги из народного театра поселка Заречный Людиновского района (режиссер     В. И. Финогенов). А режиссер Сухиничского народного театра В. А. Бутнев не только высоко оценил постановку спектакля, но и отметил профессиональный рост наших актеров и театра в целом.

В ответном слове Валерий Федорович поблагодарил зрителей и гостей, особо выделив С. Е. Веденкина, за всемерную поддержку районного народного театра. А также сказал спасибо актерам и их женам, мужьям, детям за их терпение и понимание важности творческой работы их родных. Завершился же этот праздничный вечер маленьким фейерверком на сцене и совместным исполнением гимна Хвастовичского народного театра (слова музыка Татьяны Антоновой).

 

Галина КОРЗИНКИНА.

Все Новости