СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА - ВАЛЕНТИНА ПАНАСЮГИНА!

20.03.2007

Годы и судьбы

 

СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА - ВАЛЕНТИНА ПАНАСЮГИНА!

 

Сколько замечательных женщин в России?! Кто может привести эту цифру? Как вообще поделить женщин на "хороших" и "плохих"? Кто возьмется за это безнадежное дело? Известный поэт написал: "Некрасивых женщин не бывает". И он тысячу раз прав. И всё же…

Есть женщины в русских селениях, которые украшают собой все окружающее пространство:  и дом, и улицу, и село, и поселок, и город… Красотой, человечностью, порядочностью, интеллигентностью, скромностью, отношением к людям, к труду.

И среди них я по праву сегодня могу назвать жительницу поселка Еленского Панасюгину Валентину Егоровну, хотя знаю: ей это очень не понравится - оказаться в центре всеобщего внимания, ибо она считает себя обыкновенной россиянкой, каких в нашей стране тысячи и миллионы…

Валентина Егоровна в свои 80 лет  сохранила красоту (посмотрите на снимок), женственность и внешнее обаяние, она все такая же говорунья, как и в молодости. Причем беседовать может на любую тему, что свидетельствует о её незаурядной эрудиции и интересе до всего доходить самой. Она - прекрасный знаток истории поселка и его округи. Она знает своих земляков-еленцев как никто другой. Она пережила военное лихолетье бок о бок с родным стекольным заводом и по этой причине в её сердце сидит "занозой" неутихающая боль за трагичную судьбу этого предприятия, имевшего славные, исконно русские рабочие традиции. Она прямо-таки мечтает о возрождении стекольной промышленности в поселке. И верит, в то, что эта мечта исполнится!

Жизнь Валентины Егоровны - пример служения своему долгу во имя Родины, хотя, отмечу, судьба не всегда к ней была благосклонна  - уж очень много довелось пережить в войну и после войны ей самой и близким ей людям, которые окружали ее в семье, в доме, в заводских цехах, а также на чужбине, где приходилось в молодости жить и бороться за свое существование.

…Валентина родилась в рабочей семье Медведевых. Отец и мать были потомственными стеклодувами. И деды - с обеих сторон - варили стекло, и их отцы. Фамилия Колеснёвы по матери (Евдокии Егоровне) тоже была известна в Еленском ничуть не меньше, чем Цыплаковы. Семья была большой и трудолюбивой.

И вот 6 октября 1941 года      15-летняя Валентина оказалась в числе еленцев, эвакуирующих стеклозавод на восток, - надо было перевезти оборудование в Пензенскую область. Из 117 человек, участвующих в эвакуации, больше 100 были мужчины. Среди эвакуаторов и ее родные тети Колеснёва Вера Егоровна и Северьянова Анна Егоровна - женщины работящие и мужественные. В Пензу добирались месяц по железной дороге. Причем пришлось постоянно уводить эшелон из-под самого носа врага. За Орлом (а он был уже в руках немцев) на одной разбомбленной станции довелось Вале восстанавливать железнодорожное полотно под обстрелами врага. Было очень страшно! Казалось, смерть рядом, но еленцы с помощью местных жителей "умудрились" выскочить и из этого ада, довезти дорогой груз до пункта назначения - стеклозавода имени Розы Люксембург.

Завод ставили под "нагрузку" уже в основном женщины, так как мужчины вскоре были призваны на фронт. Нашлось дело и Валентине: чтобы выжить в условиях, когда все было подчинено фронту, надо было работать. Иначе не получишь хлеба (400 граммов в сутки). Зарплату не давали. На заводе "пропадали" сутками. Часто после смен отдыхали в цеху. Трудились столько, сколько надо для выполнения военного заказа. Это было что-то невероятное, похожее на постоянный бой без выстрелов и убитых, да еще часто приходилось подменять заболевших и обессилевших.

Валю приняли учеником токаря. Подружилась с металлом, быстро вошла в рабочую колею. Шуструю, сообразительную, рано повзрослевшую девушку заметили в цехе особой (секретной) продукции. Так в начале весны 1942-го она стала самостоятельной рабочей - выпускала ампулы, которые потом заполнялись в соседнем цехе какой-то жидкостью - поступали они на фронт в пулеметные и артиллерийские части. На этом месте стала получать по 0,5 литра молока в сутки. Полегчало. Стала меньше кружиться голова…

На стеклозаводе Розы Люксембург у Вали выработался характер: напористость в преодолении трудностей, обязательность и умение любое дело доводить до конца, справедливость, честность, преданность людям и Родине. И эти качества не были какими-то особенными: находясь всегда рядом с людьми, причем постоянно в экстремальных условиях, ни она, ни они не могли обходиться без взаимной поддержки и помощи, без взаимовыручки. На общем фоне трудностей все делилось пополам или на всех, вот почему и у нее сложился "общественный" характер - открытый, доверчивый, прямой, уважительный.

В 1943 году, как только поступило сообщение об освобождении района от немецко-фашистских захватчиков, засобирались еленские заводчане домой. Вскоре перевезли оборудование. Начали восстанавливать цеха, которые от войны пострадали немного. Ванную печь, в нее попала бомба, пришлось, правда, монтировать с "нуля". Но эти трудности не стали препятствием для скорейшего запуска производства - уже в начале 1944 года завод стал давать стране продукцию: оконное стекло, парфюмерную посуду, ламповое стекло, большие бутыли и другую стеклотару. В налаживание производства Валентина внесла и свою лепту. Было опять трудно - не работать, а жить, потому что ютились в землянках - поселок был дотла сожжен в январе 1941 года карателями. Еленцы ютились в основном в Шляпном и Тросне. Многие семьи (в основном женщины и дети) возвращались из Ульяновского и Козельского районов, из Тульской области, где переживали время, в течение которого была оккупирована территория района. На душе у всех было радостно: как-никак, а жили теперь в мире и почти в уюте, над головами не летали самолеты и не падали  бомбы, по дорогам не ехали немецкие танки и машины! Началась мирная жизнь. Тревожные вести шли только с фронтов, где воевали мужья, отцы, братья и внуки.

После Победы стали возвращаться в Еленский мужчины. Однажды  к Вале подошла женщина из свежесрубленного барака и попросила помочь с лекарствами: с войны вернулся родственник, весь израненный и слабый. Не безразличная к чужой боли, Валя сделала все возможное, чтобы помочь. Так познакомилась с будущим мужем Ильей Панасюгиным. Помогла ему залечить старые раны. Понравилась бывалому солдату, и вскоре они поженились.

От Ильи она узнала о трагической судьбе его семьи. Отец его Прокопий Иванович Панасюгин был первым председателем Бояновичского сельсовета. Начал работать в Бояновичах (жил с женой Евдокией Макаровной и 6 детьми) практически сразу же после передачи власти на местах в руки Советов. Честного, бескомпромиссного, готового умереть за новые идеалы и за народ, его сразу же невзлюбили местные богатые крестьяне и священники. В Бояновичах был организован мятеж против Советской власти, который усмиряли части Жиздринского полка. Восставшие, связав председателя сельсовета, решили его утопить в колодце. Бросили его в сруб, однако каким-то чудом его вытащили оттуда крестьяне, но пожил он мало. Жену Евдокию "кулаки" отравили. Из шестерых детей пятеро были отправлены в детдом, младшую их дочку забрала на воспитание одна женщина… Все Панасюгины выросли и стали достойными гражданами страны. Все мужчины сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В том числе и Илья Прокопьевич…

Несмотря на особое внимание к нему жены Вали, постоянное лечение, военные раны не дали ему по-настоящему порадоваться жизни и увидеть внуков - 25 лет назад он умер, оставив Валентину Егоровну с двумя взрослыми сыновьями Владимиром и Борисом. (Кстати, Владимира в детстве пришлось долго лечить. Поэтому не случайно он стал серьезным врачом-хирургом). Смерть мужа стала трагедией для семьи, так как в ней всегда царило взаимопонимание и любовь.

Но жизнь продолжалась - она лечит любые раны… Уже на старости лет, как выразилась Валентина Егоровна, ей пришлось принять в свой дом ветерана войны Моисейкина К. Г. "Смотрела, смотрела я на его нескладную жизнь, - говорит она, - и решилась помочь ему… В человеке не ошиблась, хотя радости из-за болезни и старости он особой не приносил в дом. Интуитивно чувствовала - мы нужны были друг другу, чтобы бороться с одиночеством, которое страшнее любых болезней…"

Я не стал расспрашивать, как складывалась ее жизнь уже на склоне лет. Наверное, в целом сносно, хотя после смерти К. Г. Моисейкина и переживаний Валентина Егоровна сама перенесла инсульт.

Сегодня Валентина Егоровна живет в доме одна. Навещает её Амелина Елена Николаевна. Часто бывает соседка Никитина     Т. П., бывшая учительница Еленской школы. Грамотные, интеллигентные, они находят интересы, ведут общие разговоры, что помогает ей быть в гуще местной жизни.

Часто навещают Валентину Егоровну сыновья и внуки. У нее уже есть и правнучка. Особенно частый гость в доме сын Владимир. Живет и работает в Дятькове, и ему сподручней других доехать до родной мамы.

Кстати, сыновья очень привязаны к ней. А это тоже своего рода судьба - без них бы она не чувствовала себя так бодро и уверенно. Они и помогли похоронить последнего в её доме солдата…

Вот такая сложилась у неё жизнь.

Спрашиваю Валентину Егоровну: если бы вернуть всё назад, с чего бы начинала? "Возврата назад - нету! Жизнь прошла не зря. Не о чем жалеть - все было, вроде бы, в меру… Единственное, о чем сожалею, - на мою жизнь все же пришлось больше плохого, чем хорошего. Но и с плохим я справилась, одолела. Все же я - сильный человек, как женщина… Тем и горжусь!" Она улыбнулась.

 

Виктор ГУСАРОВ.

Все Новости