В ТЕ ТРУДНЫЕ ГОДЫ…

18.09.2006

В ТЕ ТРУДНЫЕ ГОДЫ…

В течение 680 дней продолжалась оккупация нашего родного села Кудрявец. Село Кудрявец - старинное. По историческим данным, имеет более пятисот лет "фактической" истории. В XVII веке здесь появляются староверы, бежавшие от преследователей. (Еще в двадцатых годах ХХ века они проживали в селе). До них здесь жили вятичи. По всей видимости, на месте бывшего поселка Гнездное было их городище. Находясь на стыке полесья и степи, поселение это должно было быть важным для всей округи опорным пунктом от нападения кочевников.

В 1933 году в селе был организован первый колхоз "Искра" (председателем избирают Чайкина Прокопа Ивановича). Были организованы животноводческие фермы. Колхозники пользовались достаточно большими участками земли. Эти участки их и кормили, так как колхоз в силу бедности не мог обеспечить достаточно регулярную оплату трудодней.

К началу сороковых в селе проживало около полутора тысяч человек. Действовали сельский совет, школа, медпункт.

Но вот началась Великая Отечественная война. Со страхом и болью ждали жители прихода фашистов. В конце сентября 1941 года стала слышаться канонада со стороны реки Рессеты. В селе появляются выходившие из окружения наши солдаты. К осени колхозники успели убрать урожай, угнать в тыл скот. В октябре на территории района разгорелись бои между 50-й армией и гитлеровскими войсками. Измотанные части этой армии, сумевшие прорваться через Рессету, проходили через Кудрявец по зеленовскому большаку на Болхов и Белёв.

8 октября в селе появилась конная немецкая разведка. Немцы переночевали в доме Чудакова Митрофана и ушли дальше.

Через день пришли вооруженные части. Ехали они со стороны Теребени на мотоциклах, машинах. Везли большое количество орудий. Пройдя по селу, разделились на две колонны. Одна пошла в направлении Белёва и Болхова, вторая на Карачев. Немцы спешили отрезать путь для отступления оставшихся частей 50-й армии.

В селе остался комендант и около 20 солдат для установления нового порядка. Комендатура в Кудрявце располагалась в здании сельского совета. На следующий день мужское население села собрали около дома Андрияшкина Александра Алексеевича, поставили трибуну. Вышел комендант - высокий офицер в очках, с ним два автоматчика. На сносном русском языке комендант обратился к жителям: "Для установления нового порядка нам надо выбрать новую власть. Нам нужен староста. Старостой будете вы…" Показал он на Александра Алексеевича. Тот был коммунистом и пытался спрятаться за спины мужиков, чтобы уйти от предательства. Этой же ночью многие мужики ушли в Тросну. Часть из них вернулась. Другие ушли к Белеву, где в это время формировались части для защиты Тулы. Среди них были Андрияшкин Александр Алексеевич, Фадюшин Федор Васильевич, Чайкин Иосиф Герасимович, Тришкин Николай Николаевич. В состав этой группы входили Чудаков Иван Григорьевич, шестнадцатилетний парень, который, приписав себе два года, ушел добровольцем на фронт.

Среди жителей села начались разговоры, что в болотах около поселка Боев много бесхозных коней, разбитые полевые кухни. Жители решили пойти туда. То, что они увидели, их испугало. Болото, прилегающий лес были усеяны трупами наших солдат. Бродили живые исхудавшие кони, они обгладывали листья и траву. Всюду валялось оружие, разбитая техника, боеприпасы. Возле разбитых полевых кухонь много продовольствия. Кто посмелее, выводили коней, привозили на них муку, крупу.

На зимние квартиры фашисты появились к Рождеству, когда получили хороший отпор под Москвой. Сразу же угнали в Германию молодых колхозников, всего 37 человек. Подростков отправляли копать окопы в Ульяновский район. Работа эта была очень тяжелая, с собой приходилось брать несколько пар лаптей, кормили скудно.

Комендант села (нами установлена его фамилия - Тэго), держал все в строгом порядке. Работала группа полицаев во главе со старостой. Жители стали приспосабливаться к новому порядку. Кто что умел делать, тот тем и жил. Одни делали хомуты для лошадей, оглобли. Другие резали ложки, гнали деготь. Каждый месяц готовился обоз для поездки в степь, где каждый мог продать свою продукцию, предварительно получая разрешение на выезд. Обоз доезжал до с. Ольгова и там мужчины расходились по деревням. Через сутки они должны были прибыть в Ольгов - для возвращения домой.

Вскоре в селе появились "легионцы" (легионеры), как их звали жители. Это были власовцы. Их разместили в домах по улице, где располагались комендатура и церковь. "Легионеры" были  в форме наших войск. Некоторые даже не снимали знаки отличия. Командовал ими бывший подполковник Кошапов. Многие из них были офицерами. Они выслеживали партизан, контролировали дороги. Ходили на вылазки с собаками. Часто возвращались со своими убитыми и ранеными. Людям запомнился такой случай. Однажды "легионцы" вернулись с пленным партизаном. После допроса его расстреляли. Жители узнали, что этот человек долго отстреливался, а потом его, раненного, схватили.

Многих мирных жителей фашисты выгнали из домов. Хозяева ютились в землянках и погребах. Это в основном были семьи коммунистов и тех, кто, по слухам, был связан с партизанами. Вечерами никто не выходил из дома. Из деревни в деревню ходили по пропускам. За непослушание был расстрелян житель села Лучкин Андрей Епифанович. Его схватил по дороге на Зеленые Лужи карательный отряд. При себе он имел обрез ружья. Привели в село. Долго водили по улицам раздетым.

Нередко к селу выходили из окружения группы наших бойцов. Немало их было застрелено в местечке под названием Тобановка. Предварительно они выкапывали себе могилы. Закапывать приходилось местным жителям, ночью. Руководили расстрелами местные полицаи Котов, Алешин, Чудаков. В начале деревни у колхозной мельницы каратели расстреляли 10 человек. Их захоронили местные жители. В начале 90-х годов останки их были перезахоронены на братском кладбище в селе.

Зимой 1942 года карательный отряд захватил посадочную площадку для самолетов партизанского отряда. Были схвачены две девушки и три парня. После допросов парни стали работать на фашистов - неоднократно выходили на связь со своими, а девушки были расстреляны.

После войны представители разведки приезжали в село, показывали фотографии этих молодых людей, многие из жителей их опознали.

Гитлеровцы всячески пытались втянуть в сотрудничество местных жителей. За поимку и выдачу партизана выдавалась награда - 25 тысяч марок, зерно и мука. За связь с партизанами - расстрел всей семьи.

Железная дорога была поделена по дворам на метры, каждый свой участок должен был чистить, следить за тем, чтобы не был заминирован.

Каждый выживал, как мог. Спасали коровы. С нетерпением ждали весточки с фронта. В начале 1943 года в село пригнали большую колонну чехов и румын, которые воевали на стороне гитлеровцев. Их разместили в сельской церкви на три дня. Они говорили, что войне скоро конец. Немцы скоро побегут. Люди плохо верили, так как над селом пролетали самолёты нескончаемым потоком в направлении юго-востока. Фашисты готовились к взятию Сталинграда.

К весне фашисты стали еще более неспокойными. Водили на допросы семьи коммунистов, сжигали дома. Шли разговоры о партизанах, которые активизировались в районе Пальцо и Березового болота.

Летом 1943 года стало ясно, что освобождение неминуемо. Немцы усиленно строили оборону. Заставили народ копать укрепления, поставили дополнительные пулеметы на каждой улице. Наступление наших войск шло со стороны Тросны. Как потом стало известно, наши разведчики неоднократно бывали в селе. "Вычисляли" точки, примеряли силы. В полковой разведке служил житель села Чудаков Иван Григорьевич. В начале августа со стороны Тросны вышла группа разведчиков, за ними шла пехота, затем техника. Удар был сильный. Фашистов выбили, они отступили. Среди освобождавших родное село были братья Афонины - лейтенант Алексей Николаевич и старший лейтенант Сергей Николаевич (оба погибли позже), а также Денисин Василий Семенович - танкист, Тришкин Петр Иванович - пехотинец. Однако немцы не успокоились. Они решили вернуть Кудрявец. Наша разведка предупредила население о том, что удар по селу может повториться - жителям лучше уйти в лес. Кто-то спешно стал уходить. В это время со стороны Рессеты низко прошла немецкая "РАМА", через несколько минут гул усилился. На село шли восемь бомбардировщиков. Началась жесточайшая бомбежка, в результате которой погибло 22 человека, ранено было свыше 40 человек. Стало известно, что на станцию Теребень со стороны Брянска прибыл бронепоезд для подкрепления сил фашистов. Ударили его пушки. Фашисты двинулись в наступление. Наши в спешке отступили. Собрав силы и перегруппировавшись, нанесли новый удар. Дело дошло до того, что в центре села началась рукопашная. Раненых наши санитарки выносили к госпиталю у южной части села, и к конторе Троснянского лесничества. Помогали им и очень многие молодые девчата. Почти все жители носили молоко раненым. После третьей атаки Кудрявец был освобожден. Жители возвращались из леса. Многие дома были или сожжены или разрушены во время бомбежки. Родственники хоронили погибших на старом сельском кладбище. Через несколько дней там же состоялись похороны военных. На южной окраине села подорвался на машине подполковник Е. К. Ципкин вместе с адъютантом. Привезли их на пушечных лафетах, похоронили в братской могиле. После боя были пойманы некоторые из легионеров, а также полицаи. Первых расстреляли без суда у стен комендатуры.

Сразу же после освобождения уходят на фронт мужчины, которые пережили оккупацию. В селе остались женщины, дети и старики. Им приходилось работать за двоих, за троих. Скота почти не было. Землю обрабатывали мотыгами, лопатами, плугами, в которые впрягались женщины и подростки. Чтобы засеять озимые, а также яровые в предстоящую весну, нужны были семена. За ними приходилось ходить в Судимир, прихватив с собой запасные лапти. Уцелевших коров сводили в одно стадо. Приходилось поднимать колхозы фактически без мужчин. Начался ремонт школы силами подростков и детей. Трудноразрешимой проблемой для жителей являлось восстановление жилья. К концу войны открыла двери школа, чуть позже медпункт и клуб. С осени 1945 года стали возвращаться из армии мужчины. Дела стали продвигаться быстрее.

В 1972 году в нашем селе был открыт обелиск "Воинам односельчанам”.

Ежегодно в День Победы у братской могилы проводятся митинги, возлагаются венки и цветы.

В прошедшем  учебном году силами учащихся и преподавателей была открыта в школе комната Боевой Славы, которая является напоминанием о том, как наши деды в годы суровых испытаний дружно встали на защиту своего Отечества и не пожалели своих жизней за его свободу и независимость.

Материал составлен по воспоминаниям жителей села М. И. Кузиной, В. И. Усикова, Н. Д. Ратникова, В. П. Семенова учащимися Кудрявецкой школы под руководством Е. В. Гусаковой.

Все Новости